Soft skills — навыки, без которых ребенку не обойтись сегодня и в будущем

Современное обучение должно быть построено так, чтобы ребенок получал не только «узкие» знания по своему направлению, но и те качества и умения, которые пригодятся ему в совершенно разных сферах деятельности. Hard skills (твердых навыков), которые мы получаем в процессе обучения, сегодня определенно недостаточно будущему специалисту.

Мир меняется с огромной скоростью, и если ребенок кроме Hard Skills с детства владеет еще и Soft Skills, он не только сможет быстро адаптироваться к любым переменам, но и стать частью любого коллектива и достичь успехов в карьере.

Soft skills —  навыки, без которых ребенку не обойтись сегодня и в будущем
  1. Что такое Soft Skills и зачем они нужны?
  2. Почему детям так важно развивать Soft Skills?
  3. Как развитие гибких навыков влияет на будущую карьеру?
  4. “Как в Академии мы развиваем у студентов Soft Skills”, - рассказывает директор Светлана Савина
  5. Как развивать гибкие навыки самостоятельно. Советы родителям от наших педагогов

Что такое Soft Skills и зачем они нужны?

Навыки бывают жёсткие (англ. hard skills) и мягкие (англ. soft skills), по-другому еще их называют гибкими. Жёсткие навыки человек получает в процессе обучения и на работе. Такие знания и умения важные в какой-то определённой сфере деятельности. В школе ребенок получает стандартный набор жестких навыков. Например, это навыки грамотного письма, умение решать уравнения, работать с контурными картами, знание законов физики и пр.

Мягкие (гибкие) навыкам — это:

  • личностные навыки (навыки самодисциплины и тайм-менеджмента, способность к эмпатии, критическое мышление, эмоциональный интеллект, способность быстро обучаться и т.д.);
  • коммуникабельность (выступления перед аудиторией и презентации, командная работа, ведение переговоров и умение договариваться и т.д.);
  • креативность (инициативность, творческий подход к решению задач, предприимчивость, способность адаптироваться к изменениям и т.д.);
  • лидерские навыки (стратегическое мышление, навыки управления, умение делегировать задачи, способность сплотить сотрудников и создать команду, разрешение конфликтов, наставничество и т.д.).

Эти гибкие навыки не менее важны для человека, чем жесткие. Они необходимы в жизни и, конечно же, в любой профессии. Именно они могут помочь нам адаптироваться к жизненным изменениям, быть более гибкими и не бояться трудностей в работе как специалистам, так и в учебе школьникам, которым только предстоит начать свой профессиональный путь.

Почему детям так важно развивать Soft Skills?

Главное достоинство Soft Skills — это их универсальность. Они пригодятся во всех сферах жизни.

Так называемые "софты" необходимо закладывать в детстве и развивать в течение жизни. Это нужно для того, чтобы ребенок с раннего детства смог адаптироваться к быстро изменяющемуся окружающему его мира.

Сегодня в мире, где автоматизация охватывает все больше сфер жизни, эти навыки приобретают особую ценность, так как они не автоматизированы и на данный момент остаются уникальными качествами человеческой личности, которыми не владеют современные роботы. Социализация, творчество, живое общение, эмпатия приобретают все большую важность на фоне развития технологий и роботизации.

В наши дни гораздо больше востребованы специалисты, которые с легкостью адаптируются к изменениям и инновациям, стремятся в работе использовать новые технологии, открыты ко всему новому и хотят обучаться, расти в профессии. Именно поэтому с раннего детства мы, взрослые, должны наряду с фундаментальными знаниями и навыками прививать детям Soft Skills, сделав их обязательным пунктом любой обучающей программы.

Как развитие гибких навыков влияет на будущую карьеру?

Если ребенок с детства овладеет Soft Skills, то это поможет ему в будущем в его профессиональной деятельности:

  • Трудоустройство
    Работодатели ищут сотрудников, которые могут быстро приспособиться к новым обстоятельствам, условиям труда и технологиям, а также выполнять разные задачи. Развитые гибкие навыки могут повысить ваши шансы на получение работы и на успех в различных сферах и должностях.
  • Лидерские способности
    Гибкие навыки, такие как коммуникация, эмпатия, проблемное мышление и способность к адаптации, необходимы для эффективного лидерства. Развитие этих навыков позволяет решать различные проблемы и сложные задачи в рабочей среде.
  • Профессиональный рост
    Гибкие навыки помогают расти и развиваться как профессионалу. Фокус на саморазвитии и развитии этих навыков поможет стать более ценным работником и открыть новые возможности для роста и развития.
  • Межличностные отношения
    Гибкие навыки помогают в установлении и поддержании хороших отношений с коллегами, клиентами и начальством. Это важно для успешной работы в команде и для развития профессиональных контактов.

Коммуникации играют огромную роль в создании и реализации IT-проектов, как государственных, так и коммерческих. В будущем этот тренд только усилится. Для того, чтобы состояться в IT, недостаточно знать программирование или дизайн, львиная доля успеха любого проекта — то, насколько эффективно взаимодействуют между собой команда разработки, руководители и собственники. И как они находят общий язык с заказчиками.

Здесь важны навыки каждого. Программист должен уметь коммуницировать с дизайнером, а дизайнер — донести свою творческую идею до глубокого математика в душе. А ещё есть project-менеджер, который грамотно выстраивает цепочки общения со всеми участниками, как руководитель IT-проекта. От умения сходиться и договариваться с людьми, быстро, просто и доступно объяснить задачу, мотивации сотрудников, презентации своей идеи, ответственности за слова и решения и соблюдения дедлайнов будут зависеть успех или провал проекта.

Одним словом, развитие гибких навыков поможет ребенку стать более адаптивным, конкурентоспособным и успешным профессионалом в будущем.

“Как в Академии мы развиваем у студентов Soft Skills”, - рассказывает директор Светлана Савина

Обучение IT – это не каприз и не дань моде, а мировой тренд, маст-хэв, без которого не обойтись сейчас и сложно построить карьеру в будущем. О трендах в образовании, о которых родителям стоит знать уже сейчас, знаниях и навыках, которых не получишь в школе и которыми лучше овладеть с детства, рассказывает Светлана Савина, директор Компьютерной Академии Рубикон.

Технологии стремительно развиваются, актуальные сегодня профессии быстро устаревают. Чтобы конкурировать на рынке труда, быть востребованным специалистом, нужно учиться всю жизнь, обновлять свои знания, совершенствоваться. Непрерывное обучение, Lifelong Learning, должно стать для ребенка привычкой. Дополнительное образование не просто дает основу для будущей профессии, но и с детства развивает столь необходимый навык обучения.

Мягкие навыки приобретают даже большую важность, чем профессиональные, hard skills. Программирование, робототехника, дизайн, 3D-моделирование учат ребенка решать задачи, мыслить пространственно, всесторонне рассматривать проблемы, планировать свою работу и объяснять свою точку зрения. В Академии студенты получают не только глубокие знания IT-технологий, но и навыки успешной личности будущего – навыки сотрудничества, презентации проектов, аналитического и критического мышления, самоорганизации, тайм-менеджмента; ребята развивают эмоциональный интеллект, инициативность и предпринимательство.

Наравне с IT-дисциплинами мы преподаём:

  • Командообразование. Дети должны чувствовать себя настоящей сплоченной командой: самостоятельно распределять роли и брать ответственность. Умение объединяться для решения задач – один из ключевых навыков для достижения успеха в жизни в любой профессиональной сфере. Мы в Академии уделяем огромное внимание командным проектам, в которых дети учатся общаться, договариваться и взаимодействовать друг с другом.
  • Социальные коммуникации. Умение конструктивно общаться даёт фору везде: и в семье, и в кругу друзей, и в школе, и в любых житейских ситуациях. Коммуникации — это лишь часть Soft Skills. Обладать мощными предметными знаниями, быть профессионалом в IT – это супер. Но если есть проблемы с адаптацией и пониманием себя в коллективе, самопрезентацией, умением дипломатично доказать свою точку зрения, парировать в споре, творчески видеть задачу, вряд ли можно рассчитывать на успешную карьеру в IT. Впрочем, и на любую другую карьеру тоже.
  • Художественное творчество и проектный подход. Даже в самых технологичных профессиях новые изобретения — это всегда креатив. А чтобы претворить задуманное в жизнь, надо уметь мыслить образно, просчитывать свои дальнейшие ходы и верно распоряжаться временем.

Наряду с работой в команде мы поощряем создание своих проектов, стартапов. Командные приоритеты не исключают стремления к индивидуальным достижениям и самостоятельным проектам. Многие наши студенты с детства проявляют предпринимательское рвение, а взрослея, всерьез задумываются о собственном бизнесе в сфере IT или управляющих должностях в таких гигантах, как Microsoft, SpaceX, «Роскосмос», «Газпром» и других крупных компаниях. Мы в Компьютерной Академии РУБИКОН поощряем самостоятельную работу и личные достижения ребят. Они с первых уроков создают собственные проекты, участвуют в олимпиадах, хакатонах и других соревнованиях. Победы и достижения очень вдохновляют и мотивируют детей, они видят результаты и хотят идти дальше.

Отличная возможность применить и раскрыть гибкие навыки в Академии Рубикон — это наши хакатоны. Здесь перед ребятами стоит реальная задача сформировать команду, распределить в ней роли, выстроить взаимоотношения и продумать комплексную реализацию своего проекта. В хакатоне важно уметь не только разработать готовый продукт, но и защитить его перед жюри, ответить на сложные вопросы и отстоять свою точку зрения в дискуссии. Всё это Soft Skills. Про соревнования и хакатоны вы можете узнать здесь (раздел Участники олимпиад).

Среди прочих мероприятий мы регулярно устраиваем нетворкинги. Как показывает практика, нетворкинги — очень полезная вещь для детей, особенно для подростков. Во время специальной игровой программы дети знакомятся, обсуждают разные темы, рассказывают о себе, объединяются в команды, рисуют друг друга, обмениваются событиями и впечатлениями. 1,5 часа искренних детских эмоций, тёплый дружеский вайб, прекрасное послевкусие, которым ученики, конечно же, делятся с родителями и друзьями. Я уверена, после такой встречи многие студенты стали добрыми приятелями и ещё больше сплотились на почве общего интереса к IT.

На мой взгляд, Soft Skills – 50% карьерного успеха и 100% счастливой жизни. Я и мои коллеги работаем над тем, чтобы выпускать детей в большой мир максимально подготовленными.

Как развивать гибкие навыки самостоятельно. Советы родителям от наших педагогов

Легко сходиться с людьми, без стеснения говорить о себе, уметь слушать других, формировать социальные связи и дружить – не какие-то сверхспособности, данные при рождении. Это вполне обычные навыки, которые тоже можно прокачать. Для современных ребят – это очень актуальный вопрос, потому что часто дети просто не могут общаться в позитивном ключе, не говоря уже об эмпатии, взаимопомощи и пр. Многие ребята замкнутые, не хотят выходить к доске, не умеют работать в паре или в команде, агрессивно воспринимают критику и часто расстраиваются из-за неудач. Преподаватели Академии Рубикон ежедневно сталкиваются с подобными проблемами на занятиях.

Виктор Иванов – преподаватель направления “3D-моделирование”:

Когда я начинаю курс в новой группе, на первом занятии мы обязательно играем в игру-знакомство. С помощью веселых ассоциаций в неформальной обстановке ребята запоминают имена друг друга. Это очень важно, чтобы дети называли друг друга по имени, это учит их уважительному отношению к одногруппникам. Еще я считаю важным навыком для детей не бояться задавать вопросы и просить о помощи. На каждом занятии мы практикуем вопросы по созданным проектам от согруппников. Так ребенок учится воспринимать критику, умению анализировать и аргументировать.



Совет от преподавателя: учите ребенка не бояться знакомиться с другими людьми и обращаться к ним по имени; всегда спрашивайте его, что ему не понятно, учите не бояться задавать вопросы и обсуждать возникшие проблемы.

Даниил Илюшкин – преподаватель направления “Робототехника”:

Мы в Академии с ребятами часто ездим на командные соревнования по робототехнике, и даже те студенты, которые поначалу боялись и стеснялись, сейчас охотно участвуют в состязаниях, помогая другим членам команды.



Совет от преподавателя: привлекайте ребенка к командным видам деятельности; секции, кружки или даже семейные дела, в которых могут участвовать сразу несколько членов семьи, будут очень полезны! Учите ребенка взаимодействовать с другими людьми, учитывать их мнение и предлагать помощь.

Алексей Гладилин – преподаватель направлений «Программирование микроконтроллеров», «Робототехника», «Scratch», «HTML», «IT-Start»:

На занятиях в Академии ребята, в особенности младшего школьного возраста, часто ведут себя очень эмоционально, кричат друг на друга, задирают, пытаются обидеть тех, кто по их мнению хуже усваивает материал. Очень важно в таких ситуациях взрослому быть спокойным и позитивно настроенным, уметь мягко погасить конфликт и дать понять, что все вопросы возможно разрешить мирным путем. Мы всегда с ребятами проговариваем ситуацию, чтобы никто не остался обиженным. Студентам я рассказываю про эмпатию, мы обсуждаем примеры из жизни, и хочу сказать, что это работает!

Совет от преподавателя: обращайте внимание на эмоции детей и учите их управлять своими эмоциями. Задавайте им вопросы о том, как они себя чувствуют в определенных ситуациях и помогайте им найти способы адаптации к разным эмоциональным состояниям. Мы, взрослые, должны быть в первую очередь мудрыми наставниками для наших детей. Не забывайте это! И тогда вы будете для них не только авторитетом, но и настоящим другом. Учите ребят эмпатии. Это важно не только в отношениях с людьми. Быть внимательными и чуткими к животным, окружающей среде – это основа воспитания личности.

Ольга Барабанова – преподаватель направления “Дизайн”:

На своих занятиях я часто акцентирую внимание студентов на взаимопомощи, а также умению слушать и благодарить друг друга. Заметила, что с течением времени ребята сами поднимают руки с желанием помочь тем, кто не справляется. В конце занятия я благодарю детей за работу, в свою очередь нередко получаю обратную связь: они благодарят меня за занятие и желают приятных выходных! Это очень приятно)))

Совет от преподавателя: не только хвалите ребенка, но и благодарите его за проделанную работу. Тем самым вы подчеркнете его личностную ценность; он будет понимать, чего стоят его усилия, что он смог сейчас и сможет еще больше в будущем.

Никита Лобаков – преподаватель направления “Дизайн”:

Ребятам я часто говорю о том, как важно уметь правильно воспринимать критику. Например, дизайнеру неприятно, когда его творческую работу критикуют. Он с трудом выслушивает обратную связь, пассивно или даже агрессивно отвечает на вопросы клиента и спорит с арт-директором. Специалист позволяет эмоциям захлестнуть себя и не может проанализировать ситуацию, поэтому забывает, что обратная связь — это отзыв о проделанной работе, а не характеристика человека. Зона роста для софтскилов в данном случае — это развитие эмоционального интеллекта и критического мышления.
Мало у кого из современных ребят достаточно развито чувство ответственности за себя и свои поступки. На своих занятиях я всегда разбираю с ребятами ошибки в проектах. Заметил, что многие очень боятся их признавать, переживают, что их будут осуждать. Каждый раз я подчеркиваю, что ошибаться - это нормально. Привожу пример из своей жизни. На ребят это очень действует. Как только они понимают, что никто их не собирается осуждать, они охотно идут на диалог и вместе мы исправляем их ошибки. Заметил, что ребята в таких дискуссиях часто поднимают руки и рассказывают о своих ошибках, чтобы поддержать согруппников. Это очень здорово!

Совет от преподавателя: чаще говорите детям, что ошибки — это норма жизни; так вы поможете им преодолеть страх перед проблемами и неприятностями, подготовите их к сложностям взрослой жизни.

Алексей Боков – преподаватель направления “Программирование”:

Очень важной частью обучающей программы я считаю самодисциплину и тайм-менеджмент, а также умение расставлять приоритеты. Для детей это сложно, даже многим взрослым это тяжело дается. Но все приходит с постоянной практикой и опытом. Когда ребята параллельно выполняют несколько проектов, то не просто важно, а необходимо уметь управлять своим временем. Например, на своих занятиях я уделяю большое внимание правильному сохранению и названию проектов, тому, как и где они хранятся у ребят. Также мы говорим про приоритеты. Когда они ранжируют свои задачи по важности, то понимают, что в результате экономят время и ресурсы.



Совет от преподавателя: учите ребенка порядку, в том числе в компьютере. Правильно организованное хранение информации поможет ему без труда найти нужное, а во взрослой жизни это станет мега полезной привычкой.

Анна Шевченко – профориентолог:

Важная часть моих занятий направлена на развитие навыков самоидентификации и самоопределения. В разном возрасте эти навыки проявляются по-разному.
Младшие школьники увлеченно готовы рассказывать истории про себя и играть – нежный возраст, когда так важно создавать безопасную среду, где ребенка слушают и слышат, без оценок, осуждений и долженствований, где ты интересен, где фантазировать не страшно, а смеяться и веселиться позволительно, где живет детство и можно быть собой.
Ребята из средней школы активно социализируются и примеряют на себя образ жизни из своих картинок будущего, рассказывают о своих ролевых моделях и вдохновляющих примерах, реальных героях своего времени или придуманных персонажей. Вот здесь происходит чудо и волшебство, здесь звучат важные вещи про себя – возраст, когда можно и нужно предлагать картинки будущего, обсуждать образовательные сценарии или карьерные сюжеты, развивать навык проектирования будущего - превращая «завиральные идеи» или мечты в понятный набор действий. Возраст активного взросления, расширения кругозора и насмотренности, узнавания истинных представлений о вещах.
Старшеклассники – такие разные в своих возрастных задачах. Выбор профессии, куда пойти учиться, как готовиться к поступлению, как не ошибиться в выборе профиля, как понять, кем быть – далеко не праздные для многих ребят вопросы, вызывающие беспокойство или уныние. Занятия в первую очередь превращаются в информационные лекции о системе образования и возможностях реализации образовательных замыслов – устраняю заблуждения, даю актуальную информацию и ссылки на материалы для самостоятельных исследований, обсуждаем возможности построения разных маршрутов к обозначенной цели, бывает, что и цели сначала поищем. Важная часть работы – диагностика компетенций и личных «настроек» ребенка в индивидуальном формате.

Совет от профориентолога: обсуждайте с детьми их картинки будущего, будьте внимательны к тому, что они говорят и рисуют в своих детских мечтах, что готовы делать всегда, в любых обстоятельствах, что имеет для них смысл.
Помогайте ребенку с выбором нужной среды обучения и развития, направляйте его интересы, следуйте за его силой - все есть в ваших детях, замечайте. Будьте примером для ребенка.


Развивать Soft Skills нужно постоянно. Сегодня существует множество пособий и курсов, которые помогают прокачать гибкие навыки. Но, на наш взгляд, гораздо важнее, если родители будут главными учителями и помогут своим детям развить столь необходимые гибкие навыки. Не забывайте при этом поощрять детей. Так практика развития Soft Skills будет гораздо эффективнее.

Главная ценность гибких навыков отнюдь не в том, чтобы помочь ребенку в будущем быть более успешным в карьере (хотя это, безусловно, очень важно), а в том, что они сделают человека более уверенным в себе, помогут поверить в свои идеи и добиваться их воплощения, справляться с эмоциями и просто быть счастливее!

Запишитесь сейчас, чтобы занять место на мастер-классе
Лучшие преподаватели Академии
Для каждого возраста — отдельная программа
Подходит для 7-15 лет. Уровень подготовки - не требуется!
Что сделает ваш ребенок в течение 1 часа:
  • создаст свою компьютерную игру
  • попробует себя в IT и поймет, интересна ли ему эта сфера
  • познакомится с преподавателем
  • проникнется дружеской атмосферой Компьютерной Академии РУБИКОН