Развитие интеллекта у детей

Сегодня, когда информационные и цифровые технологии являются приоритетными в развитии человечества, интеллект и образованность детей — не просто повод для гордости родителей, но и наше национальное достояние. Задача родителей — помочь ребенку в получении востребованных знаний и навыков, число которых растет с каждым днем.

Не секрет, что развитие интеллекта ребенка имеет решающее значение в становлении его личности. И чем раньше родители начнут развивать его интеллектуальные способности, тем больше шансов у него социализироваться, достичь высоких результатов в обучении и стать гармонично развитой личностью.

Как развивать интеллект ребенка и на что родителям стоит обратить внимание — поговорим в этой статье.

Развитие интеллекта у детей
  1. Интеллект и его виды
  2. Эмоциональный интеллект
  3. От чего зависят интеллектуальные способности
  4. Развитие интеллекта у детей школьного возраста
  5. Школы развития интеллекта

Интеллект и его виды

Интеллект — это умственные способности, благодаря которые мы мыслим, усваиваем и анализируем информацию, запоминаем ее и используем в разных сферах жизни. Чем выше интеллектуальные способности человека, тем проще ему учиться, находить общий язык с людьми, найти престижную работу. Интеллектуальные способности не одинаковы у всех людей. Американский психолог Говард Гарднер ввел понятие «множественного интеллекта», которое объясняет, почему люди достигают успеха в тех или иных областях. У одного человека может быть развито несколько видов интеллекта. Задача родителей – помочь ребенку стать интеллектуально-развитой личностью посредством развития каждого из видов.

Человек с развитым природным интеллектом близок к природе. Его тянет в лес, к натуральному хозяйству, он любит животных и силен в естественных науках. Из таких детей вырастают ветеринары, агрономы, экологи и т.д.

Музыкальный интеллект наделяет человека способностью не только воспроизводить мелодии и звуки, но и анализировать их. Для таких людей звук несет много информации, а тембр голоса и интонации имеют важное значение. Они выбирают профессию композитора, певца, музыканта.

Логико-математический интеллект характеризуются математическими наклонностями, тягой к физике, информатике, склонностью к логическому мышлению и т.п. Люди с преобладающим логико-математический интеллектом – это математики, инженеры, физики, программисты.

Люди с развитым визуально-пространственным интеллектом наделены воображением, им небезразлично искусство, они обладают образным и пространственным мышлением и хорошей визуальной памятью. Такие люди могут достичь успехов в дизайне, проектировании, 3D-моделировании, рисовании и пр.

Телесно-кинестетический интеллект позволяет людям отлично владеть своим телом и ориентироваться в пространстве и времени. Также у таких людей прекрасно получается работа, выполняемая руками. Из детей с преобладающим развитым телесно-кинестетическим интеллектом вырастают спортсмены, артисты, танцоры, дирижеры, хирурги.

Люди с развитым вербально-лингвистическим интеллектом хорошо владеют словом. Зачастую они хорошие ораторы, им легко даются языки, они любят читать, писать, рассказывать. Из таких детей вырастают писатели, поэты, лингвисты, актеры, педагоги, журналисты и т.д.

Экзистенциальный (философский) вид интеллекта способствует интересу человека к глобальным вопросам и размышлениям – о смысле жизни, месте человека в мире, о разуме, вселенной, политике. Философии, религии и т.д. Такие люди становятся политиками, писателями, историками, философами.

Эмоциональный интеллект

Также дополнительно выделяется эмоциональный интеллект. По Гарднеру он имеет два вида: межличностный и внутриличностный. Межличностный интеллект наделяет человека способностью к коммуникации и пониманию других людей. Умение быстро находить общий язык с разными людьми, чувствовать их настроение и распознавать мотивы – важные качества социализации и построения отношений с родными, близкими, коллегами.

Обладатели развитого личностного (внутриличностного) интеллекта предпочитают самопознание и уединение. Детальное исследование себя и своих целей, мотивов помогает таким людям прийти к гармонии с собой и миром. Они способны к принятию взвешенных решений, совершают обдуманные поступки. Это помогает достичь успеха в любой профессии, т.к. эти качества помогают быть терпеливым, дисциплинированным и твердо идти к цели.

В Академии РУБИКОН мы уделяем эмоциональному интеллекту особое внимание. Для каждой новой группы программ Kids, Junior, Middle, Senior до начала занятий организованы встречи с психологом-профконсультантом, где ребята знакомятся друг с другом, вместе выполняют несложные упражнения, цель которых – максимально сблизить будущих учеников и настроить на командную работу.

Занятия в Академии организованы таким образом, что преподаватели активно контактируют со всеми детьми. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок чувствовал себя причастным к происходящему, способным не только выполнить задания, но и на конструктивный диалог с преподавателем и другими ребятами. Уважение и эмпатия — многие ребята плохо знакомы с этими понятиями. Мы постоянно практикуем их на занятиях и в общении.

У человека преобладают несколько видов интеллекта, которые определяют его интересы и способности. Процесс развития интеллекта непрерывный на протяжении всей жизни, и родителям необходимо пытаться развивать все виды интеллекта своего ребенка с рождения, только так можно «нащупать» его сильные интеллектуальные места.

Оговоримся, что не все ученые поддерживают теорию Гарднера, тем не менее она принята многими школами, о ее использовании в образовании написано множество статей и книг.

От чего зависят интеллектуальные способности

  • На интеллектуальные способности ребенка влияет множество факторов.
  • В процессе внутриутробного развития имеют важное значение состояние здоровья, питание и эмоциональный фон матери, а также последующие роды. Эти факторы напрямую влияют на формирование мозга плода.
  • Ученые доказали, что наследственность и генетика также оказывают влияние на интеллект ребенка.
  • В первые годы жизни важнейшее значение имеют семья и окружение. Психологическая обстановка в семье и условия жизни малыша способны благотворно влиять на его интеллектуальное развитие.
  • Личностные качества самого ребенка и его родителей, обучение и атмосфера в школе, а также дополнительные занятия в кружках и секциях – факторы, также оказывающие влияние на интеллектуальные способности.

Развитие интеллекта у детей школьного возраста

В глобальном смысле все, что окружает ребенка, так или иначе влияет на его развитие.

В возрасте, когда ребенок идет в школу, у него начинает проявляться осознанная интеллектуальная деятельность: он может планировать и анализировать свои действия, осознанно воспринимать и запоминать информацию, появляется склонность к рефлексии. Это благодатная пора, когда дети хотят попробовать многое и могут максимально использовать творческий потенциал.

В школьном возрасте мышление у детей становится всё более абстрактным. Ребята учатся рассуждать, строить гипотезы, проводить мысленные эксперименты, приходить к логическим заключениям. Формируется определенный склад ума, и нередко уже в младшем школьном возрасте начинают проявляться те или иные интеллектуальные способности ребенка, которые в дальнейшем могут сыграть важную роль в выборе интересов и профессии. Родителям достаточно проявить внимание и чуткость, чтобы распознать склонности ребенка. Нет универсальной формулы становления успешной высокоинтеллектуальной личности, но существуют важные факторы, на которые родителям и педагогам стоит обратить внимание:

  • основополагающий фактор – возраст; предлагайте занятия, соответствующие возрасту ребенка,
  • ученые прошлого и современные специалисты едины во мнении – обязательно совмещать занятия на развитие интеллекта с физической активностью,
  • интеллектуальные занятия с детьми обязательно должны иметь практическое применение; наглядно демонстрируйте озвученную теорию,
  • задания на развитие интеллекта для не должны быть слишком легкими; заинтересуйте ребенка поиском решения проблемы, попросите найти альтернативы,
  • нельзя принуждать ребенка; задача родителя – сделать так, чтобы ребенку доставляло удовольствие заниматься интеллектуальной деятельностью,
  • развивающие мероприятия нужно чередовать и не делать акцент на одном навыке (видимая склонность к определенному мышлению, например, к аналитическому, не отменяет творческих задатков, их также нужно развивать),
    Например, многие родители отдают детей в спортивные секции, строго подчиняя тем самым последующие годы жизни ребенка довольно жесткому спортивному регламенту в надежде вырастить из него олимпийского спортсмена. Общее развитие ребенка при этом страдает, и перекос в сторону спорта бывает очень сложно выправить на протяжении всей жизни. Процент успеха на спортивном поприще у таких детей сравнительно небольшой, а недостаток знаний и навыков в других областях развития существенный. Будучи взрослыми, такие люди могут испытывать реальные сложности в поиске работы и часто вынуждены заново осваивать новые профессии.
  • на всех этапах развития важно проявлять уважение к личности ребенка, обязательно хвалить его и в меру критиковать; критика не должна быть сильной, т.к. дети пока не способны адекватно ее оценивать.

Школы развития интеллекта

Многие родители активно задумываются о дополнительных кружках и секциях, которые помогут сделать развитие ребенка разносторонним и вывести его далеко за рамки школы.

На сегодняшний день нет недостатка в выборе учреждений дополнительного образования. Музыкальные школы, курсы скорочтения и каллиграфии, дополнительные занятия по арифметике, художественные и театральные кружки, школы программирования и робототехники, курсы иностранных языков и собственно школы развития интеллекта — и все это на фоне великого множества спортивных секций. Каждое направление способствует развитию тех или иных интеллектуальных способностей ребенка.

Предлагаем родителям для ознакомления примерную карту целей в образовании ребенка. Попробуйте заполнить шаблон на будущий учебный год.

Как ставить цели в образовании ребенка. Карта целей     Скачать

Единого ответа на вопрос, что выбрать для максимально эффективного развития и как не прогадать, нет, как и нет одинаковых детей. Ситуации, когда родители отчетливо видят стремления и интересы своего ребенка и планомерно развивают их на протяжении многих лет с прицелом на будущую профессию, - скорее редкость. Зачастую ребенка просто отдают в кружки на усмотрение родителей, и он учится тому, что нравится маме или папе, и часто дети просто пытаются реализовать несбывшиеся мечты своих родителей. Бывает, что успешно. Но далеко не всегда. И тогда у ребенка возникает желание бросить занятие, потому что он чувствует, что его интересы не в счет. Такого рода давление может вызвать самые негативные эмоции и отбить навсегда желание ходить на эти занятия.

Проявите чуткость и внимание к своему: разговаривайте с ним, гуляйте, слушайте музыку, рисуйте, читайте вместе, играйте в развивающие игры. Так вы поймете, что ребенку больше нравится.

Если вы еще не решили, какое дополнительное образование выбрать для ребенка, – попробуйте сферу IT. Направление, столь актуальное сегодня, предлагает большой спектр специальностей и способствует общему интеллектуальному развитию и развитию логического мышления в частности.

Изучая цифровую грамотность, ребенок приобретет навыки, необходимые каждому человеку в реалиях современного общества.

Чем будет заниматься ребенок в IT-школе? Как развивают интеллект занятия?

РОБОТОТЕХНИКА

Развивает визуально-пространственный и логико-математический интеллект, а также телесно-кинестетический интеллект (мелкую моторику рук). На занятиях ребенок учится работать в команде, быть усидчивым и дисциплинированным. Робототехника прокачивает воображение, внимательность, творческое и аналитическое мышление, память.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Развивает логико-математический интеллект. Ученые выяснили, что обучение программированию активизирует одновременно 5 зон мозга, отвечающие за память, внимание, обработку языка. Программирование развивает аналитическое мышление, учит решать сложные задачи, прокачивает логику и заставляет мыслить нестандартно.

3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Развивает визуально-пространственный интеллект. При конструировании трехмерной модели подключаются алгоритмическое мышление, воображение и творчество. Занятия способствуют интересу к изучению и изображению окружающего мира.

ДИЗАЙН

Развивает визуально-пространственный интеллект, прокачивает креативное мышление, способствует развитию дизайн-мышления. Занятия дизайном вырабатывают художественный и эстетический вкус, эмпатию.

БЛОГИНГ

Развивает креативное мышление, наблюдательность. Фантазия и бурное воображение, а также умение концентрировать внимание и не бояться публичности, – все это поможет ребенку раскрыть таланты и побороть комплексы. Занятия блогингом побуждают к постоянным поискам новой информации, созданию образов, а также способствуют развитию артистических навыков.

Кроме того, занятия IT также способствуют развитию эмоционального интеллекта и приобретению навыков soft skills.

В Компьютерной Академии РУБИКОН мы активно развиваем soft skills.
Начиная с групп Kids (7-8 лет), ребята учатся
- слушать друг друга,
- работать в команде,
- аргументировать свою точку зрения,
- с уважением и эмпатией относиться к другим студентам,
- а также прокачивают лидерские качества, ответственность и инициативность.
Уметь защитить свой проект перед аудиторией — важная часть обучения в Академии.

Обучение IT не только поможет ребенку адаптироваться в цифровом обществе, но и, возможно, послужит стартом для будущей профессии. Многим ребятам, интересующимся IT-технологиями, достаточно легко дается обучение IT, так как с раннего возраста они получают знания из окружающей digital-среды и ежедневно взаимодействуют с гаджетами.

Важно при этом не забывать, что развитие интеллектуальных способностей ребенка не должно ограничиваться интересами в IT. Задача родителей – привить детям ценностное отношение к физической активности и спорту, чтению и другими развивающими занятиями, не связанными с компьютером.

В Академии мы разработали специальную программу “Спорт и iT — вместе по пути!” для ребят, занимающихся серьезно спортом, но в то же время увлекающихся сферой IT. Цель программы — обучить спортсменов цифровой грамотности и познакомить их с востребованными IT-профессиями, и все это без ущерба спорту.

Преподаватели Академии разработали удобный график занятий с учетом спортивного расписания ребят. Игровая форма подачи материала, которая так нравится подросткам, 90% практики и отсутствие домашних заданий — все это позволит спортсменам прокачать себя в IT параллельно с основной спортивной занятостью.

В программе особое внимание уделено следующим аспектам:
  • Необходимость обучения спортсменов IT-навыкам в современных реалиях цифрового общества
  • Основные IT-навыки, необходимые школьнику и спортсмену
  • Всестороннее развитие ребят, которые занимаются спортом серьезно
  • Развитие личностных навыков
  • IT-профессии, успешно обучаться которым возможно наравне с профессиональным спортом

Приобретенные IT-навыки пригодятся им в учебе в школе, при поступлении в университет или, например, ребята смогут применить их на практике: создать сайт для своей команды, сконструировать роботизированную систему, которая поможет быстрее восстанавливаться при спортивных травмах, и т.п. Возможно, что IT станет для кого-то призванием и позволит реализоваться в профессии помимо спорта.

В силах каждого родителя сделать развитие ребенка насыщенным и разносторонним, не ограниченным каким-то одним видом обучения, что поможет ему вырасти гармонично развитой личностью. В то же время именно родители могут помочь найти увлечение, которое в будущем перерастет в любимое дело и достойную профессию.

Мамы и папы, терпения вам и удачи! У вас все получится!