Сегодня, когда информационные и цифровые технологии являются приоритетными в развитии человечества, интеллект и образованность детей — не просто повод для гордости родителей, но и наше национальное достояние. Задача родителей — помочь ребенку в получении востребованных знаний и навыков, число которых растет с каждым днем.
Не секрет, что развитие интеллекта ребенка имеет решающее значение в становлении его личности. И чем раньше родители начнут развивать его интеллектуальные способности, тем больше шансов у него социализироваться, достичь высоких результатов в обучении и стать гармонично развитой личностью.
Как развивать интеллект ребенка и на что родителям стоит обратить внимание — поговорим в этой статье.
Интеллект — это умственные способности, благодаря которые мы мыслим, усваиваем и анализируем информацию, запоминаем ее и используем в разных сферах жизни. Чем выше интеллектуальные способности человека, тем проще ему учиться, находить общий язык с людьми, найти престижную работу. Интеллектуальные способности не одинаковы у всех людей. Американский психолог Говард Гарднер ввел понятие «множественного интеллекта», которое объясняет, почему люди достигают успеха в тех или иных областях. У одного человека может быть развито несколько видов интеллекта. Задача родителей – помочь ребенку стать интеллектуально-развитой личностью посредством развития каждого из видов.
Человек с развитым природным интеллектом близок к природе. Его тянет в лес, к натуральному хозяйству, он любит животных и силен в естественных науках. Из таких детей вырастают ветеринары, агрономы, экологи и т.д.
Музыкальный интеллект наделяет человека способностью не только воспроизводить мелодии и звуки, но и анализировать их. Для таких людей звук несет много информации, а тембр голоса и интонации имеют важное значение. Они выбирают профессию композитора, певца, музыканта.
Логико-математический интеллект характеризуются математическими наклонностями, тягой к физике, информатике, склонностью к логическому мышлению и т.п. Люди с преобладающим логико-математический интеллектом – это математики, инженеры, физики, программисты.
Люди с развитым визуально-пространственным интеллектом наделены воображением, им небезразлично искусство, они обладают образным и пространственным мышлением и хорошей визуальной памятью. Такие люди могут достичь успехов в дизайне, проектировании, 3D-моделировании, рисовании и пр.
Телесно-кинестетический интеллект позволяет людям отлично владеть своим телом и ориентироваться в пространстве и времени. Также у таких людей прекрасно получается работа, выполняемая руками. Из детей с преобладающим развитым телесно-кинестетическим интеллектом вырастают спортсмены, артисты, танцоры, дирижеры, хирурги.
Люди с развитым вербально-лингвистическим интеллектом хорошо владеют словом. Зачастую они хорошие ораторы, им легко даются языки, они любят читать, писать, рассказывать. Из таких детей вырастают писатели, поэты, лингвисты, актеры, педагоги, журналисты и т.д.
Экзистенциальный (философский) вид интеллекта способствует интересу человека к глобальным вопросам и размышлениям – о смысле жизни, месте человека в мире, о разуме, вселенной, политике. Философии, религии и т.д. Такие люди становятся политиками, писателями, историками, философами.
Также дополнительно выделяется эмоциональный интеллект. По Гарднеру он имеет два вида: межличностный и внутриличностный. Межличностный интеллект наделяет человека способностью к коммуникации и пониманию других людей. Умение быстро находить общий язык с разными людьми, чувствовать их настроение и распознавать мотивы – важные качества социализации и построения отношений с родными, близкими, коллегами.
Обладатели развитого личностного (внутриличностного) интеллекта предпочитают самопознание и уединение. Детальное исследование себя и своих целей, мотивов помогает таким людям прийти к гармонии с собой и миром. Они способны к принятию взвешенных решений, совершают обдуманные поступки. Это помогает достичь успеха в любой профессии, т.к. эти качества помогают быть терпеливым, дисциплинированным и твердо идти к цели.
У человека преобладают несколько видов интеллекта, которые определяют его интересы и способности. Процесс развития интеллекта непрерывный на протяжении всей жизни, и родителям необходимо пытаться развивать все виды интеллекта своего ребенка с рождения, только так можно «нащупать» его сильные интеллектуальные места.
Оговоримся, что не все ученые поддерживают теорию Гарднера, тем не менее она принята многими школами, о ее использовании в образовании написано множество статей и книг.
В глобальном смысле все, что окружает ребенка, так или иначе влияет на его развитие.
В возрасте, когда ребенок идет в школу, у него начинает проявляться осознанная интеллектуальная деятельность: он может планировать и анализировать свои действия, осознанно воспринимать и запоминать информацию, появляется склонность к рефлексии. Это благодатная пора, когда дети хотят попробовать многое и могут максимально использовать творческий потенциал.
В школьном возрасте мышление у детей становится всё более абстрактным. Ребята учатся рассуждать, строить гипотезы, проводить мысленные эксперименты, приходить к логическим заключениям. Формируется определенный склад ума, и нередко уже в младшем школьном возрасте начинают проявляться те или иные интеллектуальные способности ребенка, которые в дальнейшем могут сыграть важную роль в выборе интересов и профессии. Родителям достаточно проявить внимание и чуткость, чтобы распознать склонности ребенка. Нет универсальной формулы становления успешной высокоинтеллектуальной личности, но существуют важные факторы, на которые родителям и педагогам стоит обратить внимание:
Многие родители активно задумываются о дополнительных кружках и секциях, которые помогут сделать развитие ребенка разносторонним и вывести его далеко за рамки школы.
На сегодняшний день нет недостатка в выборе учреждений дополнительного образования. Музыкальные школы, курсы скорочтения и каллиграфии, дополнительные занятия по арифметике, художественные и театральные кружки, школы программирования и робототехники, курсы иностранных языков и собственно школы развития интеллекта — и все это на фоне великого множества спортивных секций. Каждое направление способствует развитию тех или иных интеллектуальных способностей ребенка.
Предлагаем родителям для ознакомления примерную карту целей в образовании ребенка. Попробуйте заполнить шаблон на будущий учебный год.
Единого ответа на вопрос, что выбрать для максимально эффективного развития и как не прогадать, нет, как и нет одинаковых детей. Ситуации, когда родители отчетливо видят стремления и интересы своего ребенка и планомерно развивают их на протяжении многих лет с прицелом на будущую профессию, - скорее редкость. Зачастую ребенка просто отдают в кружки на усмотрение родителей, и он учится тому, что нравится маме или папе, и часто дети просто пытаются реализовать несбывшиеся мечты своих родителей. Бывает, что успешно. Но далеко не всегда. И тогда у ребенка возникает желание бросить занятие, потому что он чувствует, что его интересы не в счет. Такого рода давление может вызвать самые негативные эмоции и отбить навсегда желание ходить на эти занятия.
Проявите чуткость и внимание к своему: разговаривайте с ним, гуляйте, слушайте музыку, рисуйте, читайте вместе, играйте в развивающие игры. Так вы поймете, что ребенку больше нравится.
Если вы еще не решили, какое дополнительное образование выбрать для ребенка, – попробуйте сферу IT. Направление, столь актуальное сегодня, предлагает большой спектр специальностей и способствует общему интеллектуальному развитию и развитию логического мышления в частности.
Изучая цифровую грамотность, ребенок приобретет навыки, необходимые каждому человеку в реалиях современного общества.
Чем будет заниматься ребенок в IT-школе? Как развивают интеллект занятия?
Развивает визуально-пространственный и логико-математический интеллект, а также телесно-кинестетический интеллект (мелкую моторику рук). На занятиях ребенок учится работать в команде, быть усидчивым и дисциплинированным. Робототехника прокачивает воображение, внимательность, творческое и аналитическое мышление, память.
Развивает логико-математический интеллект. Ученые выяснили, что обучение программированию активизирует одновременно 5 зон мозга, отвечающие за память, внимание, обработку языка. Программирование развивает аналитическое мышление, учит решать сложные задачи, прокачивает логику и заставляет мыслить нестандартно.
Развивает визуально-пространственный интеллект. При конструировании трехмерной модели подключаются алгоритмическое мышление, воображение и творчество. Занятия способствуют интересу к изучению и изображению окружающего мира.
Развивает визуально-пространственный интеллект, прокачивает креативное мышление, способствует развитию дизайн-мышления. Занятия дизайном вырабатывают художественный и эстетический вкус, эмпатию.
Развивает креативное мышление, наблюдательность. Фантазия и бурное воображение, а также умение концентрировать внимание и не бояться публичности, – все это поможет ребенку раскрыть таланты и побороть комплексы. Занятия блогингом побуждают к постоянным поискам новой информации, созданию образов, а также способствуют развитию артистических навыков.
Кроме того, занятия IT также способствуют развитию эмоционального интеллекта и приобретению навыков soft skills.
Обучение IT не только поможет ребенку адаптироваться в цифровом обществе, но и, возможно, послужит стартом для будущей профессии. Многим ребятам, интересующимся IT-технологиями, достаточно легко дается обучение IT, так как с раннего возраста они получают знания из окружающей digital-среды и ежедневно взаимодействуют с гаджетами.
Важно при этом не забывать, что развитие интеллектуальных способностей ребенка не должно ограничиваться интересами в IT. Задача родителей – привить детям ценностное отношение к физической активности и спорту, чтению и другими развивающими занятиями, не связанными с компьютером.
В Академии мы разработали специальную программу “Спорт и iT — вместе по пути!” для ребят, занимающихся серьезно спортом, но в то же время увлекающихся сферой IT. Цель программы — обучить спортсменов цифровой грамотности и познакомить их с востребованными IT-профессиями, и все это без ущерба спорту.
Преподаватели Академии разработали удобный график занятий с учетом спортивного расписания ребят. Игровая форма подачи материала, которая так нравится подросткам, 90% практики и отсутствие домашних заданий — все это позволит спортсменам прокачать себя в IT параллельно с основной спортивной занятостью.
В программе особое внимание уделено следующим аспектам:Приобретенные IT-навыки пригодятся им в учебе в школе, при поступлении в университет или, например, ребята смогут применить их на практике: создать сайт для своей команды, сконструировать роботизированную систему, которая поможет быстрее восстанавливаться при спортивных травмах, и т.п. Возможно, что IT станет для кого-то призванием и позволит реализоваться в профессии помимо спорта.
В силах каждого родителя сделать развитие ребенка насыщенным и разносторонним, не ограниченным каким-то одним видом обучения, что поможет ему вырасти гармонично развитой личностью. В то же время именно родители могут помочь найти увлечение, которое в будущем перерастет в любимое дело и достойную профессию.
Мамы и папы, терпения вам и удачи! У вас все получится!
Сайт использует cookies и сервисы статистики. Используя сайт, Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Иногда поток дел заставляет нас забыть о запланированном событии. Напишите в ВКонтакте нашему менеджеру, чтобы получить напоминание о дате и времени, а также адрес проведения.
ВКонтактеИногда поток дел заставляет нас забыть о запланированном событии. Напишите в ВКонтакте нашему менеджеру, чтобы получить напоминание о дате и времени, а также адрес проведения.
ВКонтакте